АВС-анализ показывает популярность товаров и нужен для того, чтобы разбить ассортимент на три группы:
- А — самые продаваемые позиции, их доля в продажах — 80 %.
- В — товары со средним спросом, их доля — 15 %.
- С — наименее ценные товары, доля в продажах и результате для бизнеса — 5 %.
XYZ-анализ показывает стабильность спроса:
- X — товары со стабильно высоким спросом.
- Y — товары со средним спросом.
- Z — товары со стабильно низким спросом.
После проведения ABC-XYZ-анализа все товары распределяют по категориям, как в таблице ниже:
В разрезе работы с ассортиментом на маркетплейсах нужно понимать: в вашем каталоге должно быть много популярных позиций со стабильно высоким спросом, а от неходового товара лучше избавляться.
Для небольшого ассортимента достаточно свести товары в любой табличный редактор и рассчитать долю и спрос вручную, а если ассортимент большой, можно использовать автоматизированные способы или заказать услугу у подрядчика.