Как провести ABC-XYZ-анализ товаров

АВС-анализ показывает популярность товаров и нужен для того, чтобы разбить ассортимент на три группы:

  • А — самые продаваемые позиции, их доля в продажах — 80 %.
  • В — товары со средним спросом, их доля — 15 %.
  • С — наименее ценные товары, доля в продажах и результате для бизнеса — 5 %.

XYZ-анализ показывает стабильность спроса:

  • X — товары со стабильно высоким спросом.
  • Y — товары со средним спросом.
  • Z — товары со стабильно низким спросом.

После проведения ABC-XYZ-анализа все товары распределяют по категориям, как в таблице ниже:

 

df2a0c5d06ccc4c1cffecd99f7ac31f4

В разрезе работы с ассортиментом на маркетплейсах нужно понимать: в вашем каталоге должно быть много популярных позиций со стабильно высоким спросом, а от неходового товара лучше избавляться.

Для небольшого ассортимента достаточно свести товары в любой табличный редактор и рассчитать долю и спрос вручную, а если ассортимент большой, можно использовать автоматизированные способы или заказать услугу у подрядчика.